Василенко В.В. Об отрыжке и периодической рвоте / www.GastroScan.ru

Популярно о болезнях ЖКТ Лекарства при болезнях ЖКТ Если лечение не помогает Адреса клиник

Авторы: Василенко В.В.


Отрыжка

Отрыжка — самый частый «пищеварительный симптом», который пациенты по незнанию связывают с любой болезнью органов пищеварения.

На самом деле причина кроется в расстройстве нервной регуляции пищеварительных функций. Иными словами, чем больше будете об отрыжке думать, тем дольше она будет вас донимать, чем меньше — тем быстрее пройдет.

Универсальных методов лекарственного лечения пока нет — результаты может дать регулярная аутогенная тренировка и дыхательная гимнастика (методика изложена ниже).

Meliora probant,
deteriora
sequuntur. -
Благое хвалю, но к
дурному влекусь

Отрыжка воздухом может возникнуть после энергичного приема пищи у любого.

Мало того, иногда избыточная отрыжка становится привычной. У людей с неврологическими нарушениями, которые заглатывают много воздуха вне приема пищи, постоянно происходит отрыжка воздухом.

Нарушения регуляции двигательной функции желудка влекут за собой выраженную и стойкую отрыжку. Аэрофагия есть бессознательный акт, не обязательно связанный с приемом пищи. За одно глотательное движение в желудок попадает 2–3 мл воздуха. Обычно человек осуществляет 600 глотаний в сутки. Аэрофагию как одно из официальных самостоятельных так называемых функциональных гастродуоденальных расстройств характеризует ощущение распирания в подложечной области, возникающее вследствие чрезмерного заглатывания воздуха и уменьшающееся после отрыжки воздухом. Следует помнить — воздух в желудке не образуется, а попадает туда при непроизвольном его заглатывании и задерживается.

Для того чтобы победить упорную отрыжку, необходимо со всей тщательностью последовательно осваивать любую из имеющихся в избытке систем саморелаксации, медитации или аутогенной тренировки и одновременно искать и подбирать с помощью врача подходящее психотропное лекарство. Неожиданно быстрый эффект может оказать мощное внушение: медицинский гипноз (к сожалению, специалисты практически отсутствуют) или психологическое воздействие сильных личностей — будь то кашпировские, знахарь, целительница или священнослужитель (медицинское образование не играет никакой роли). Иногда же, как говорил Монтень, просто «надо уметь переносить то, чего нельзя избежать».

Нельзя не упомянуть о рвотном синдроме, часто вводящем в заблуждение детских докторов и врачей «взрослых».

Периодическая рвота

С 1882 года известен синдром периодической рвоты, появляющийся у совершенно здоровых в остальном детей. Он имеет два варианта течения: классический — наблюдаются однообразные эпизоды тошноты и рвоты меняющейся продолжительности (причем интервалы нормального самочувствия могут продолжаться неделями и месяцами); хронический — нерезко выраженная тошнота с почти ежедневно возникающей рвотой (напоминающая таковую при некоторых болезнях органов пищеварения).

Чем быстрее благодаря лекарству у
пациента исчезают беспокоящие его
симптомы (боль, рвота, понос), тем
меньше он склонен следовать другим
врачебным рекомендациям — отказу
от курения, диете и др. К сожалению, даже четкое
разъяснение того, что улучшение не означает
выздоровления, далеко не всегда помогает.
Н.В. Эльштейн

Состояния сходные, но с определенными особенностями. Встречаются и у взрослых людей. Длиться могут годами и даже десятилетиями. В некоторых случаях обнаруживаются пусковые провоцирующие факторы — обычно стресс (не только негативный, но и положительный), а у женщин также наступление месячных.

Сначала ощущается тошнота, которая сопровождается общей и мышечной слабостью. Затем возникают приступы неукротимой рвоты, нередко с желчью или даже примесью крови, болями в животе.

Примерно у четверти больных повышаются температура тела и давление, учащается пульс. Общие анализы крови не выявляют воспалительных изменений. В этой фазе синдрома нередко наблюдаются черты психотического поведения. Затем приступы (напоминают рвоту у беременных — ранний токсикоз, а также так называемую истерическую рвоту) внезапно или постепенно прекращаются.

В промежутки между эпизодами рвоты у двух третей пациентов появляются мигрени, панические атаки, признаки тревожного расстройства или нарушения настроения, а также злоупотребления алкоголем или лекарствами.

Только врач на основе строго определенных критериев может диагностировать синдром периодической рвоты и его фазу, проанализировав историю семьи и проявления болезни, исключив другие вероятные причины тошноты и рвоты, которые можно успешно лечить.

Что ныне снадобьем слывет,
То завтра станет ядом.
И что ж? Лекарством этот
яд опять сочтут больные.
Рудаки


Однако верный диагноз, как правило, ставят с опозданием, лечение тоже оставляет желать лучшего. Пациенты повторно обращаются к докторам, по их настоянию безрезультатно повторяют обследования.

Так, итоги наблюдения 38 человек с синдромом периодической рвоты показали, что суммарно им было проведено 62 гастроскопии и 17 операций (обычно удаление желчного пузыря).

Длительные исследования подтверждают благоприятный в плане физического здоровья прогноз, отсутствие серьезных осложнений. Общая рекомендация для фазы обострения синдрома периодической рвоты — создание условий максимального покоя и длительного сна. При необходимости возможен индивидуальный подбор лекарств для снижения частоты обострений, приостановки процесса, ускорения восстановления, смягчения симптомов обострений.

Лечебная дыхательная гимнастика

В ряде случаев специальная лечебная физкультура способна значительно улучшить самочувствие и общее состояние человека.

Однако при серьезных болезнях легких или бронхов перед освоением комплекса упражнений, конечно же, необходимо посоветоваться с врачом.

Дыхательную гимнастику осваивают в три этапа. При выполнении каждого упражнения важно мысленно представить характер движения, его связь с дыханием и темп выполнения. Исходная система упражнений была предложена И.Б. Темкиным, О.А. Шейнбергом и П.И. Аникеевым. Её не следует рассматривать как нечто обязательное и неизменное. После поэтапного твердого освоения эти упражнения следует включать разрозненно в комплексы утренней гимнастики, в другие самостоятельные занятия физической культурой, их можно выполнять во время прогулок и даже в обеденный перерыв.

Осваивая гимнастику, занимайтесь на свежем воздухе или на балконе, в спальне с открытым окном и по возможности в одиночестве. Выполняйте упражнения ежедневно, предпочтительнее по 20 минут каждый день, нежели по часу 2 раза в неделю. Одежда должна быть мягкой, свободной, не сковывающей движений.

Музыка не обязательна, но расслабиться и переключиться помогут не бодрые ритмы, а Шопен или Чайковский.

Первая ступень

На освоение первой ступени обычно требуется 10–12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений. С помощью опытного методиста лечебной физкультуры освоить гимнастику можно в три раза быстрее.

А. Статические дыхательные упражнения (лежа на спине, боку, сидя и стоя).
  1. Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе (продолжительность 30–60 секунд).
  2. То же самое с мысленным подсчетом количества вдохов и выдохов через нос (15–30–60 секунд).
  3. Ритмичное дыхание через одну ноздрю при зажатой рукой другой ноздре, попеременно по 3–4 раза (30–60 секунд).
  4. Брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха максимально выпячивайте переднюю стенку живота, особенно ее нижнюю часть. Во время выдоха энергично втягивайте брюшную стенку. Для зрительного контроля правильности движений руки следует держать на груди и животе (4–8–12 раз).
  5. Грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширьте грудную клетку. При выдохе, напротив, грудную клетку следует энергично сжать. Дышите через нос. Для контроля руки находятся с боков грудной клетки (4–8–12 раз).
  6. Полное дыхание. Во время вдоха расширяйте грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки. Дышите через нос. Для контроля одна рука находится на груди, другая — на животе (4–8–12 раз).
  7. Упражнение в произвольном замедлении ритма дыхания и его одновременном углублении, дышать через нос (30–60–120 секунд).
Б. Динамические дыхательные упражнения (в первой ступени всего одно).
  1. Равномерное носовое дыхание в сочетании с ходьбой в медленном темпе (на месте или в движении). Может проводиться в виде имитации ходьбы из исходных положений лежа или сидя. Выдох несколько длиннее вдоха, обе фазы выполняются на определенное число шагов (60–120–180 секунд).
Вторая ступень

На первой ступени приходится последовательно разучивать статические дыхательные упражнения для сознательного освоения механизма дыхания и умения управлять им.

На второй ступени предусматривается использование статических дыхательных упражнений первой ступени и дополнительных статических упражнений, а также динамических упражнений. На этом этапе особое внимание уделяют умению произвольно менять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений. Для его освоения обычно требуется 10–12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений.

А. Статические дыхательные упражнения (лежа на спине, на боку, сидя и стоя).
  1. Равномерное дыхание с вдохом через нос и толчкообразным, в 2–3 приема, выдох через рот (3–6 раз).
  2. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот с произношением гласных или согласных звуков (3–6 раз).
  3. Способ дыхания со встречными движениями. Во время вдоха грудная клетка расширяется, а живот втягивается. Соответственно, при выдохе грудная клетка сжимается, а живот выпячивается. Упражнение выполняйте ритмично, без напряжения и бесшумно. Дышите через нос (4–8–12 раз). Это упражнение заимствовано из китайской дыхательной гимнастики.
  4. Медленный вдох через нос. Выдох одним быстрым движением через рот. Затем задержка дыхания на 3–5 секунд (4–8 раз).
  5. Быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (4–8 раз).
Б. Динамические дыхательные упражнения.
  1. Лежа на спине, сидя или стоя, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в исходное положение — выдох (3–6 раз).
  2. В положении сидя или стоя. Руки в стороны. Произвольное дыхание при вращении рук в плечевых суставах вперед и назад — по 4 раза в каждую сторону (4–6 раз).
  3. В положении сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти сжаты в кулаки. Удары, имитирующие удары в боксе (8–10 раз каждой рукой). Дыхание равномерное.
  4. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вместе, руки на талии. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в исходное положение — вдох, пауза — выдох (6–8 раз в каждую сторону).
  5. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вытянуты вместе, руки опущены. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. При выполнении упражнения — выдох, при возвращении в исходное положение — вдох (6–8 раз каждой ногой).
  6. В положении сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны туловища вперед — выдох, возвращение в исходное положение — вдох (4–8 раз).
  7. В положении лежа, сидя или стоя. Ноги вместе, руки в стороны. Наклоны туловища в стороны. При выполнении упражнения — выдох, при возвращении в исходное положение — вдох (4–8 раз в каждую сторону).
Третья ступень

Третья ступень — освоение навыков дыхания в условиях повышенной нагрузки, выработка правильного дыхания при выполнении бытовых и профессиональных нагрузок. Занятия предусматривают дыхательную гимнастику во время длительных прогулок, спортивных упражнений или игр и т.п. Продолжительность освоения этого этапа более значительная — 30–35 самостоятельных занятий.

А. Статические дыхательные упражнения.

Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, копчик, пятки и макушка на одной линии. Смотрите прямо перед собой. Плечи расслабьте и опустите. Руки сложите на животе.

I. Освоение правил диафрагмального дыхания: на вдохе диафрагму опускайте, живот слегка выпячивайте. На выдохе, напротив, втягивайте. Выдох чуть длиннее вдоха. Дышите ровно, через нос, в привычном для вас темпе. Подстраивайте движения под дыхание, а не наоборот.
II. Собственно упражнения.
  1. Выполните диафрагмальное дыхание, закрыв глаза (это поможет вам сосредоточиться). Не спешите! Отрабатывайте дыхание до тех пор, пока оно не станет для вас естественным, и лишь затем добавьте новые движения.
  2. На выдохе колени сгибайте, на вдохе — выпрямляйте. Двигайтесь вверх-вниз, непрерывно подстраиваясь под дыхание. Чем ниже присядете, тем больше нагрузка.
  3. Представьте, что руки лежат на воздушной подушке: ладони на уровне плеч, пальцы «смотрят» вниз, локти слегка опущены. Не зажимайте подмышки. При выдохе приседайте, руки опускаются до уровня бедер, вы как бы поглаживаете воздух. На вдохе поднимайтесь, руки также двигайте вверх (поначалу, чтобы контролировать дыхание, одну руку можете оставить на животе).
Б. Динамические дыхательные упражнения.
  1. Исходное положение — лежа на спине. Ноги вместе, руки произвольно (в зависимости от силы мышц брюшного пресса). Переход в положение сидя — выдох, возвращение в исходное положение — вдох (6–8–12 раз).
  2. Исходное положение — стоя. Ноги вместе, руки на талии. Приседание — выдох, возвращение в исходное положение — вдох (6–10–15 раз).
  3. Исходное положение — стоя. Ноги вместе, руки на талии. Подскоки — дыхание равномерное (20–40–60 раз).
  4. Равномерное дыхание при беге на месте или в движении в медленном и среднем темпе (30–60 секунд).
  5. Углубленное носовое дыхание при ходьбе по лестнице, по запланированному маршруту.
  6. Дыхание при плавании — через рот; укороченный энергичный вдох и удлиненный выдох.


Василенко Владимир Владимирович - кандидат медицинских наук,

В.В. Василенко. Шестьдесят очерков о пищеварении (рекомендации гастроэнтеролога пациентам)

Назад в раздел
Популярно о болезнях ЖКТ читайте в разделе "Пациентам"
Адреса клиник
Видео. Плейлисты: "Для врачей", "Для врачей-педиатров",
"Для студентов медВУЗов", "Популярная гастроэнтерология" и др.

Яндекс.Метрика

Логотип Исток-Системы

Информация на сайте www.GastroScan.ru предназначена для образовательных и научных целей. Условия использования.