Оценка психологического компонента больных ГЭРБ с синдромом вегетативной дистонии
Ф.А. Алавия, Ф.И. Хамрабаева, Ф.М. Туляганова
Ташкентский институт усовершенствования врачей, Узбекистан
Целью работы явилось исследование внутренней картины болезни и качества жизни у больных с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ) с синдромом вегетативной дистонии (СВД).
Материалы и методы. Было обследовано 22 больных ГЭРБ с СВД. Всем больным исследовали психологические особенности и качества жизни по Шкале Пирса - Харриса. С помощью опросного и проективного методов у больных были исследованы, эмоционально-волевая сфера, самооценка и уровень притязаний. Всем исследуемым больным в динамике проведено эндоскопическое исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, внутрижелудочная рН-метрия. Определялся исходный вегетативный тонус, вегетативная реактивность и обеспечение функций.
Результаты исследования. У исследуемых больных был выявлен высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности (85.71 %), достаточно высокий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, заключающейся в неумеренно завышенном расходовании нервно-психических ресурсов при низком коэффициенте полезного действия (60%). Изучение особенностей самооценки и уровня притязаний показало адекватный уровень притязаний и самооценки (54.28 %). В ходе исследования мы получили среднее значение качества жизни больных по Шкале Пирса-Харриса (которая содержит в себе критерии ВОЗ). По критериям качества жизни (поведение, трудовой статус, внешность, тревожность, популярность, счастье, здоровье, психосоциальный статус) хронически больные лица, находящиеся в стационаре, в целом имеют среднее значение, что может говорить о формально удовлетворительном их состоянии.
Выводы. Таким образом, используя два разных подхода к оценке психологического компонента и состояния больного ГЭРБ с СВД, сопоставляя объективные (качество жизни) и субъективные (внутренняя картина болезни) подходы, позволят выявить их точки соприкосновения, общее и особенное, что может представить интерес в изучаемой проблеме.
|