Материалы 13-ого Славяно-Балтийского научного форума
"Санкт-Петербург - Гастро-2011"
О здоровье и болезни с историко-философских позиций
А.И. Пальцев
Новосибирский ГМУ, Россия
Идет XXI век. Для медицинской науки и практики главной темой является разработка и применение новейших технологий. Основные достижения по-прежнему направлены на улучшение состояния здоровья больного человека. Однако конец XX века в России закончился значительным снижением рождаемости и повышением смертности. Необходимо возрождать профилактическое направление. В связи с этим целью нашего сообщения является изложение медико-философских концепций здоровья и болезни. В состав философского знания о человеке входит философский подход, предполагающий выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных форм его бытия. Медико-философский подход к человеку заключается в четырех измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом. Из составляющих философии для медицины важны три ее раздела: антология, гносеология и аксиология. И в связи с этим все более актуальной становится необходимость правильной методологической установки каждого индивида на контроль и сохранение своего здоровья.
Еще в XII веке крупнейший врач и философ Маймонид писал, что только глупцы считают, что врач нужен только больным. На самом деле врач нужен и здоровому человеку, так как «поддержание здоровья более важно, чем лечение уже возникшей болезни». Сегодня, пропагандируя совершенно справедливо высокие технологии в кардиохирургии и других областях, клиницисты нередко забывают о важности профилактической медицины.
Представляются весьма важными указания наших предшественников о роли государства в сохранении здоровья своих граждан. Так, еще в 1784 году русский врач И.Л. Данилевский в Геттингене защитил диссертацию на тему «Государственная власть есть самый лучший врач». «Исцеление болезней, искоренение их причин, - писал он, - следует искать не от врачей и аптекарей, а только от государственной власти». Основатель отечественной терапии М.Я. Мудров указывал, что операции - это молчащие упреки нашему невежеству. Весьма четкое определение он давал и личности врача: «Врач посредственный более вреден, нежели полезен. Больные, оставленные натуре, выздоравливают, а пользованные этими врачами, помрут». Блестящее определение здоровью и болезни еще в первой половине XIX века дал И.Е. Дядьковский: «Жизнь тела человеческого называется здоровой тогда, когда внутренние его силы действуют в пропорции как в отношении количества, так и качества их самих; а больной, напротив, называется тогда, когда теряется эта пропорция между ними...».
Следует отметить, что с античных времен и до настоящего времени жизни человечества философия, медицинская наука также стремились понять, что такое здоровье. В современной медицине и философии это понятие делится на ряд групп:
- Человек считается здоровым, если он способен выполнять полноценно свои функции.
- Здоровье представляет собою состояние динамического равновесия - гомеорезис и статического равновесия - гомеостазис.
- Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющиеся условиям.
- Необходимость максимального сохранения активной жизнедеятельности человека.
- Содержание здоровья должно оцениваться с трех позиций: биологической, социальной и психологической.
Рассмотренные с историко-философских позиций составляющие здоровья и болезни человека важно учитывать в национальном проекте «Здоровье», в разработке вопросов саногенеза, в деятельности каждого ученого, ежедневной работе врача, повседневной жизни каждого человека. Не менее важным и необходимым, с социально-гиенической точки зрения, достижений современной науки, является проведение профилактических мероприятий с тем, чтобы, несмотря на наличие растущих технических возможностей медицины, как можно дольше сохранять здоровье Человека и его активное долголетие, без применения средств хирургии. |