Иоффе И.В., Троценко С.Н. Анализ зависимости микроциркуляторных показателей в слизистой желудка от кислотообразующей функции у больных с полипами желудка. Харківська хірургічна школа, 2016, 3(78):165-168

Популярно о болезнях ЖКТ Лекарства при болезнях ЖКТ Если лечение не помогает Адреса клиник

Авторы: Иоффе И.В. (Iоффе I.В.) / Троценко С.Н.


Анализ зависимости микроциркуляторных показателей в слизистой желудка от кислотообразующей функции у больных с полипами желудка

И.В. Иоффе, С.Н. Троценко

ГУ «Луганский государственный медицинский университет», г. Рубежное

Резюме. Проведен анализ зависимости показателей тканевой перфузии слизистой оболочки желудка от кислотообразующей функции желудка. У больных полипами желудка (ПЖ) имеются выраженные изменения микроциркуляции в антральном отделе, прогрессирующие по мере увеличения рН. Самым неблагоприятным вариантом течения, с декомпенсированными изменениями тканевого кровотока в антральном отделе желудка, можно считать вариант течения полипообразования желудка на фоне пониженной секреции.

Ключевые слова: полипы желудка, показатели микроциркуляции.

Аналіз залежності мікроциркуляторних показників у слизовій шлунка від кислотоутворюючої функції у хворих з поліпами шлунка

І.В. Іоффе, С.Н. Троценко

Резюме. Проведено аналіз залежності показників тканинної перфузії слизової оболонки шлунка від кислотоутворюючої функції шлунка. У хворих на поліпи шлунка є виражені зміни мікроциркуляції в антральному відділі, прогресуючі у міру збільшення рН. Найнесприятливішим варіантом перебігу, з декопенсованими змінами тканинного кровотоку в антральному відділі шлунка, можна вважати варіант перебігу поліпоутворення шлунка на тлі зниженої секреції.

Ключові слова: поліпи шлунку, показники мікроциркуляції.

Analysis of the dependence of microcirculatory parameters in the gastric mucosa from the acid-forming function in patients with gastric polyps

I. V. Ioffe, S. N. Trotsenko

Summary. The dependence of indicators of tissue perfusion of the gastric mucosa from the acid-forming function of the stomach is performed. In patients with gastric polyps are expressed microcirculatory changes in the antral progressing with increasing pH. The most unfavorable for this course, with decompensated tissue blood flow changes in the antrum of the stomach, can be considered a variant of the polyp formation of stomach on a background of reduced secretion.

Key words: polyps of the stomach, the indices of microcirculation.
Введение
Полипы желудка (ПЖ) – доброкачественные опухоли эпителиального происхождения, выступающие в просвет желудка. ПЖ обнаруживаются у 1-7 % взрослого населения, чаще локализуются в выходном отделе желудка. Выделяют аденоматозные и гиперпластические полипы. Наиболее частые осложнения – воспаление, кровотечение; выпадение полипа выходного отдела желудка в двенадцатиперстную кишку и его ущемление; самое грозное осложнение – перерождение полипа в злокачественную опухоль.
Цель исследования
Изучение зависимости тканевой перфузии слизистой желудка от кислотообразующей функции желудка у больных с ПЖ.
Материалы и методы исследований
Эндоскопическую пристеночную рН-метрию выполняли у 243 пациентов с ПЖ.

Кислотопродуцирующую функцию желудка определял с помощью микропроцессорного ацидогастрометра «АГМ-03» (производство НПП «Исток-Система». Оценивалось состояние желудочной секреции в единицах рН по протяженности желудка.

У 63 больных с ПЖ были определены показатели перфузии в теле и антральном отделе желудка, при сниженной кислотопродукции и нормацидности.

Оценку состояния микроциркуляции проводили методом лазерной допплеровской флуометрии (ЛДФ) с использованием аппарата «ЛАКК-01». Этот метод позволяет в реальном масштабе времени оценить показатели микроциркуляции, отражающей не только функциональную активность микрососудистого русла, но и интегральное отражение метаболических, структурных процессов в тканях [3, 4, 5].

Использовался полостной датчик (световод), который вводили через биопсийный канал видеогастроскопа в просвет желудка. Датчик посредством эндоскопа без дополнительного давления точечно подводили к конкретным отделам слизистой оболочки. Для всех больных выбраны стандартные точки для оценки состояния микроциркуляции: антральный отдел – 2 точки, в области вершины полипа – 1 точка, в 10 мм от основания полипа – 1 точка.

Исследование проводилось в утренние часы натощак, в тихом помещении при температуре 25 °С. Время начала исследования было одинаковым во всех случаях, исследование начинали в 10 часов утра. Перед исследованием исключалось курение в течение 2-х часов и прием вазоактивных препаратов в течение 12 часов. Перед проведением исследования больной находился в положении лежа в течении 10 минут. Время записи на каждой точке составило 2 минуты.

Запись и обработка полученных результатов осуществлялась на компьютере с помощью программного обеспечения LDF-Win. Программным обеспечением (режим ЛДФ) производилось вычисление среднего значения (М) параметра микроциркуляции (ПМ), его среднеквадратичного отклонения (σ) и коэффициента вариации (Кν). В ходе исследований регистрируемая величина перфузии или ПМ имеет переменный или случайный характер. Поэтому, для расчета применяли математический аппарат анализа случайный процессов. На первом этапе стандартного анализа ЛДФ-граммы определяли статистические средние значения величины перфузии тканей кровью:
• М – среднее арифметическое показателя микроциркуляции, измеряется в перфузионных единицах (п.е.);
• среднее квадратичное отклонение (СКО) амплитуды колебаний кровотока от М;
• Кν – коэффициент вариации, равен σ /М х 100 %. Характеризует соотношение между изменчивостью перфузии и средней перфузией в зондируемом участке тканей.

Имея данные параметры, с помощью компьютерного программного обеспечения производили расчет в режиме АЧС (расчет амплитудно-частотного спектра колебаний кровотока). В результате спектрального разложения ЛДФ-граммы на гармонические составляющие определяли вклад различных ритмических составляющих, характеризующихся амплитудой и частотой в пределах 0,05–1,5 Hz. Диагностически значимые ритмы колебания кровотока следующие:
– LF-ритм (Low Frequency) – медленные ритмы (0,05–0,2 Hz). Частота 1-11 колебаний в минуту, связана с собственной активностью компонентов микроциркуляторного русла. В норме преобладающие;
– HF-ритм (High Frequency) – быстрые (высокочастотные) ритмы (0,2–0,4 Hz). Частота 12-24 колебаний в минуту, возникает при застое крови в венозном звене микроциркуляторного русла, ишемизации тканей;
– CF-ритмы (Cardiodependent Frequency) – пульсовые колебания (0,8–1,5 Hz). Частота соответствует ЧСС, связаны с проведением пульсовой волны к микроциркуляторному руслу, амплитуда их возрастает при увеличении притока крови в микроциркуляторное русло, уменьшается при застое крови в венулярном звене, стазе тока крови в капиллярах [1, 2].

В структуре режима АЧС количественно фиксировался только индекс эффективности микроциркуляции (ИЭМ), который является интегральной характеристикой соотношения механизмов активной и пассивной модуляции кровотока, во многом характеризует эффективность регуляции модуляций кровотока в системе микроциркуляции [2]. ИЭМ определяли как отношение максимального значения амплитуды колебаний LF-ритма к произведению максимальных амплитуд колебаний HF- и CF-ритмов [1].

Запись допплерограммы осуществлялась с двух стандартных точек в каждом исследуемом отделе. Достоверных отличий между показателями микроциркуляции в каждом конкретном случае в вышеуказанных точках получено не было. Поэтому во всех случаях высчитывали среднее значение каждого показателя микроциркуляции, складывающееся из значений, полученных из обеих точек одного отдела.
Результаты исследований и их обсуждение

Таблица 1. Характер кислотопродукции у
больных с различной локализацией ПЖ

Характер кислотопродукции у больных с различной локализацией ПЖ
Данные о характере кислотопродукции у больных с различной локализацией полипов представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что состояние анацидности регистрировалось чаще (82,71 %) при преимущественной локализации полипов в антральном отделе. Состояние гипоацидности и нормацидности %было зарегистрировано в 11,93 и 5,35 % случаев. Закономерности между количеством полипов и кислотопродукцией мы не наблюдали.

Проведен анализ зависимости показателей перфузии от кислотообразующей функции желудка (табл. 2). У 63 больных с ПЖ были определены показатели перфузии в теле и антральном отделе желудка, при сниженной кислотопродукции и нормацидности. Данные измерений в области тела желудка представлены в табл. 2.

Таблица 2. Показатели тканевой перфузии в теле желудка у больных с ПЖ с различными типами кислотообразующей функции

Показатели тканевой перфузии в теле желудка у больных с ПЖ с различными типами кислотообразующей функции
Примечание: * достоверность отличия от величины в КГ (p<0,05); ** достоверность отличия на фоне нормацидности (p<0,05); *** достоверность отличия на фоне гипоацидности (p<0,05)


У больных с нормацидной функцией тела желудка выявлены сдвиги показателей тканевой перфузии по сравнению с контрольной группой. Так, средние значения ПМ у больных полипами антрального отдела желудка были статистически достоверно выше контрольных, а средние значения СКО были недостоверно ниже контрольных значений; Кν был достоверно ниже контрольных значений. В амплитудно-частотном спектре отмечался апериодический тип вазомоций с некоторым повышением амплитуды LF-ритма, что отразилось на достоверно сниженном ИЭМ (р<0,05) по сравнению с КГ.

На фоне сниженной кислотопродукции нарушения микроциркуляции по сравнению с контрольной группой были более выраженные, что подтверждается отличием всех показателей тканевой перфузии.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что при ПЖ, на фоне гипоацидности, показатели статистически достоверно отличались от контрольных значений. В амплитудно-частотном спектре отмечено значительное уменьшение амплитуды вазомоторных волн LF-ритма и повышение амплитуды HF- и CF-ритмов. Данные сдвиги объясняют значительное падение индекса эффективности микроциркуляции до 0,81. Данный комплекс изменений тканевого кровотока может свидетельствовать о снижении кровотока в капиллярном звене микроциркуляторного русла.

Но более выраженные изменения наблюдали при анацидном характере кислотообразующей функции желудка. Так все параметры были статистически достоверно ниже контрольных значений. А средние значения СКО были недостоверно ниже значений при нормацидном состоянии, Кν был достоверно ниже контрольных значений и при нормацидном и гипоацидном состояниях. В амплитудно-частотном спектре отмечали апериодический тип вазомоций с выраженным снижением амплитуды LF-ритма, что отразилось на достоверно сниженном ИЭМ (р<0,05) по сравнению с КГ и при нормацидном и гипоацидном состояниях.

Анализируя данные таблицы, можно заключить, что уровень тканевого кровотока в фундальном отделе желудка зависит от уровня интрагастральной кислотности. Определяя динамику среднего значения ПМ, можно заметить, что он тем ниже, тем выше рН желудочного содержимого, и, в группе больных с гипоацидностью ПМ, пусть недостоверно, но все же выше контрольных значений. Это могло бы говорить о более эффективном тканевом кровотоке в теле желудка у больных с полипами, однако мы видим стойкие изменения других показателей, свидетельствующих о патологическом характере усиления кровотока, а точнее об усилении притока крови в микроциркуляторное русло. Данные изменения у больных ПЖ на фоне гипоацидности, имеющих некоторую тенденцию к снижению кровотока в микроциркуляторном русле и затруднению оттока, эти изменения могут быть обусловлены сдвигами реологических свойств крови. Тенденции направленности изменений показателей тканевой перфузии в группе больных на фоне анацидной секреции характеризуются снижением всех параметров микроциркуляции. В амплитудно-частотном спектре отмечено значительное уменьшение амплитуды вазомоторных волн LF-ритма и повышение амплитуды HF- и CF-ритмов. Это объясняет столь значительное падение индекса эффективности микроциркуляции до 0,76, хотя это снижение статистически недостоверно.

Таким образом, можно заключить, что при сравнении параметров оценки тканевого кровотока в теле желудка у больных с полипами на фоне нарушения кислотообразования в желудке наиболее неблагоприятным вариантом является вариант на фоне анацидности.

Проведено сравнение показателей микроциркуляции у больных полипами желудка с различными вариантами кислотообразующей функции в антральном отделе желудка (табл. 3).

Таблица 3. Показатели тканевой перфузии в антральном отделе желудка у больных с ПЖ с различными типами кислотообразующей функции

Показатели тканевой перфузии в антральном отделе желудка у больных с ПЖ с различными типами кислотообразующей функции
Примечание: * достоверность отличия от величины в КГ (p<0,05); ** достоверность отличия на фоне нормацидности (p<0,05); *** достоверность отличия на фоне гипоацидности (p<0,05)


Как видно из табл. 3, у больных с ПЖ есть нарушения тканевого кровотока и на фоне сохраненной кислотообразующей функции желудка: все исследуемые показатели были достоверно ниже контрольных значений. В амплитудно-частотном спектре отмечено значительное снижение амплитуды LF-ритма, повышение амплитуды CF-ритма и незначительное повышение амплитуды HF-ритма, что определило более низкие цифры ИЭМ, чем в КГ.

У больных ПЖ, протекающие на фоне гипоацидного варианта желудочной секреции, отмечались выраженные изменения тканевого кровотока в антральном отделе желудка. Все исследуемые параметры микроциркуляции статистически достоверно отличались от контрольных значений, причем среднее значение СКО достигло низкой отметки. В амплитудно-частотном спектре отмечено значительное снижение амплитуды вазомоторных волн LF-ритма с периодическим их полным отсутствием, повышение амплитуды HF- и CF-ритмов. Эти сдвиги объясняют падение индекса эффективности микроциркуляции до 0,78.

Но более выраженные изменения наблюдались при анацидном характере кислотообразующей функции желудка. Так все параметры были статистически достоверно ниже контрольных значений. Средние значения СКО были недостоверно ниже значений при гипоацидном состоянии, но статистически достоверно отличались от контрольных значений и значений при нормацидном состоянии. При этом среднее значение СКО достигало крайне низкой отметки, Кν был достоверно ниже значений при нормацидном и гипоацидном состояниях. В амплитудно-частотном спектре отмечено резко выраженное снижение амплитуды вазомоторных волн LF-ритма с периодическим их полным отсутствием, повышение амплитуды HF- и CF-ритмов. Эти сдвиги объясняют столь значительное падение индекса эффективности микроциркуляции до 0,67.

Данный комплекс изменений тканевого кровотока может свидетельствовать о снижении кровотока в капиллярном звене микроциркуляторного русла с изменением реологических свойств капиллярной крови. Анализируя данные таблицы, можно заключить, что уровень тканевого кровотока в антральном отделе желудка также зависит от уровня интрагастральной кислотности. Определяя динамику среднего значения ПМ, можно заметить, что он тем ниже, чем выше рН желудочного содержимого. Средние значения ПМ достоверно уменьшаются при увеличении рН. Аналогично изменяется и СКО, и ИЭМ. Выявлена обратная корреляционная связь между уровнем рН и значениями СКО (r=- 0,54, p<0,05); и обратная корреляционная связь между уровнем рН и ИЭМ (r= - 0,78, p<0,05).

В целом у больных ПЖ есть выраженные изменения микроциркуляции в антральном отделе, прогрессирующие по мере увеличения рН; самым неблагоприятным вариантом течения с декомпенсированными изменениями тканевого кровотока в антральном отделе желудка можно считать вариант течения полипообразования желудка на фоне пониженной секреции.
Выводы
Анализируя вышеизложенное, можно обобщить полученные результаты. У больных выявлены различные нарушения кислотообразующей функции желудка. Состояние нормацидности выявлено в 5,35 % случаев, гипоацидности и анацидности – в 11,93 и 82,71 % случаев соответственно. Гиперацидных состояний у больных с выявлено не было.

В теле желудка микроциркуляторные нарушения выявлены во всех группах с различной секреторной функцией. Причем наиболее выраженные изменения отмечались при полипообразовании желудка, протекающие на фоне сниженной желудочной секреции. В антральном отделе желудка отмечено нарушение микроциркуляции во всех случаях, однако, степень их выраженности варьировала в зависимости от кислотообразующей функции желудка. Так, изменения тканевой перфузии прогрессировали по мере увеличения рН, и, самым неблагоприятным вариантом течения полипообразования желудка с декомпенсированными изменениями кровотока в антральном отделе желудка, был вариант с анацидной секреторной функцией желудка.
Литература
1. Аземар М. Микроэлементы и иммунные функции: особенности селена / М. Аземар // Биол. мед. – 2009. – Т. 17. – № 2. – С. 61–64.
2. Аксенов О.С. Нарушение кислопродуцирующей функции желудка при полипозе и механизмы его восстановления после полипэктомии : автореф. дис. … канд. мед. наук / О.С. Аксенов. – Л., 1989. – 24 с.
3. Брискин Б.С. Применение ЛДФ для диагностики микроциркуляторных нарушений в слизистой оболочке желудка при гастродуоденальных язвах : пособие для врачей / Б.С. Брискин, И.М. Алиев, А.М. Верткин. – М., 1999. – С. 15.
4. Козлов В.И. Метод лазерной допплеровской флоуметрии: пособие для врачей / В.И. Козлов, Э.С. Мач, Ф.Б. Литвин. – М., 2001. – С 22.
5. Козлов В.И. Исследование колебаний кровотока в системе микроциркуляции / В.И. Козлов, В.Г. Соколов: Мат. 2-го Всерос. симп. «Применение лазерной допплеровской флоуметрии в медицинской практике». – М., 1998.– С. 8–14.

Назад в раздел
Популярно о болезнях ЖКТ читайте в разделе "Пациентам"
Адреса клиник
Видео. Плейлисты: "Для врачей", "Для врачей-педиатров",
"Для студентов медВУЗов", "Популярная гастроэнтерология" и др.

Яндекс.Метрика

Логотип Исток-Системы

Информация на сайте www.GastroScan.ru предназначена для образовательных и научных целей. Условия использования.