Маслова О.А., Бутов М.А. Функциональные методы исследования органов пищеварения приборами группы ГастроСкан (5, ГЭМ, ЭКГ, АГМ-03) / Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. РязГМУ, 2015. Рязань. 11 с.

Популярно о болезнях ЖКТ Лекарства при болезнях ЖКТ Если лечение не помогает Адреса клиник

Авторы: Маслова О.А. / Бутов М.А.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России)

 

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

Функциональные методы исследования органов пищеварения приборами группы ГастроСкан (5, ГЭМ, ЭКГ, АГМ-03)

Общее усовершенствование

Кафедра пропедевтики внутренних болезней


Открыть в новом окне (формат pdf - 2,13 МБ)

Нормативный срок освоения программы - 36 часов

Категория слушателей - врачи гастроэнтерологи

Число зачетных единиц - 1

Количество аудиторных часов - 26

Количество лекционных часов - 10

Режим занятий - 6 при шестидневной неделе


Рекомендовано Учебно-методической комиссией

председатель УМК:   профессор В.Н. Абросимов  16.12.2015 г.                     

Рекомендовано кафедрой Протокол № 14

зав. кафедрой: профессор Бутов М.А. 27.11.2015 г.  

Рязань 2015 г.

 

Составители:

Маслова О.А., канд. мед. наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней

Бутов М.А., д-р мед. наук, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Рецензенты:

Якушин С.С, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой госпитальной терапии

Урясьев О.М., д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой факультетской терапии с курсами эндокринологии, клинической фармакологии, профессиональных болезней

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации 

Функциональные методы исследования органов пищеварения приборами

группы ГастроСкан (5, ГЭМ, ЭКГ, AГМ-03)

Общее усовершенствование

Согласовано с деканом факультета:

Декан факультета дополнительного профессионального образования     Фомина М.А

 

Согласовано с библиотекой:

Заведующая библиотекой           Козлова О.В


СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

1.       Цель программы

2.       Планируемые результаты обучения

3.       Учебный план

4.       Календарный учебный график

5.       Организационно-педагогические условия

6.       Оценочные материалы оценка качества подготовки слушателей

7.       Материально - техническое обеспечение

8.      Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Общие положения

Дополнительная профессиональная программа (ДПП) регламентирует цели, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, содержание рабочих программ, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки слушателей.

(Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и Минобрнауки России от 25.08.2014 N 1054 «Об утверждении ФГОС высшего образования по специальности 31.08.12 Функциональная диагностика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

ДПП предназначена для врачей-гастроэнтерологов, имеющих сертификат по специальности «Гастроэнтерология».

1. Цель программы:

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в форме общего усовершенствования направлена на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

2. Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения вытекают из квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения, установленных Приказом Минобрнауки России от 25.08.2014 N 1054 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.12 Функциональная диагностика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». 

Совершенствованию подлежат следующие компетенции:

Универсальные компетенции (УК):

УК-1. Готовность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

УК-2. Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические и культурные различия.

УК-3. Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции (ПК):

Профилактическая деятельность:

ПК-1. Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

ПК-2. Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными.

ПК-3. Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекция, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

ПК-4. Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков.

Диагностическая деятельность:

ПК-5. Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

ПК-6. Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

Организационно-управленческая деятельность:

ПК-7. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

ПК-8. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

ПК-9. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.

ПК-10. Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, втом числе медицинской эвакуации. 

Слушатель должен знать: 

Общие теоретические знания:

основы законодательства здравоохранения и директивные документы, которые определяют деятельность органов и учреждений здравоохранения; вопросы организации работы отделений и кабинетов функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений и центров функциональной диагностики; классификации и метрологические характеристики аппаратуры для функциональной диагностики из группы «Гастроскан», медицинского диагностического оборудования на базе электронно-вычислительной техники; клиническую физиологию функциональных вегетативных систем; клиническую физиологию взаимодействия коры и подкорковых образований и интегративной деятельности мозга; этиологию, патогенез и клинику основных заболеваний в соответствующей области применения методов функциональной диагностики (гастроэнтерологии);

показания и результаты проведения исследований желудочной секреции и электрогастроэнтероколографии;

принципы формирования групп здоровых лиц для диагностического наблюдения с помощью аппаратов «Гастроскан»;

основы клиники, ранней диагностики гастроэнтерологических заболеваний.

Специальные знания, получаемые врачом на цикле:

Теоретические основы оценки функционального состояния органов, системы органов пищеварения и целого организма;

теоретические основы изучения функции органов и систем с методами диагностики;

основы системного подхода в клинической физиологии;

основные физиологические процессы в норме и патологии.

Медицинское оборудование.

Принцип работы и устройства медицинской аппаратуры и медицинского компьютерного оборудования группы «Гастроскан», правила его эксплуатации, технику безопасности.

В результате освоения дисциплины врач должен уметь и владеть.

Врач-специалист по работе с диагностической аппаратурой «Гастроскан» должен уметь:

Общие умения:

Проводить функционально-диагностическое обследование у взрослых и детей, выявлять общие и специфические признаки заболеваний;

получить и интерпретировать данные функциональной кривой, графика или изображения, и изложить в виде заключения с использованием специальных физиологических терминов;

правильно интерпретировать результаты инструментальных исследований;

самостоятельно осуществлять работу на диагностической аппаратуре группы «Гастроскан»;

проводить динамическое наблюдение с целью прогноза текущего заболевания. Выявлять специфические изменения у людей различных возрастных групп;

выявлять синдромы нарушений желудочной секреции и биоэлектрической активности кишечной трубки;

выявлять синдромы нарушений желудочной секреции и биоэлектрической активности кишечной трубки при встречающейся патологии;

оценивать тяжесть состояния больного, оказать первую медицинскую помощь при выявленных нарушениях (в стационаре, многопрофильном лечебном учреждении и пр.).

Перечень практических навыков врача-специалиста по работе на аппаратуре «Гастроскан»:

Специальные умения.

Уметь проводить диагностические исследования на аппаратуре «Гастроскан»  интрагастральную рН-метрию, электрогастроэнтероколографию);

Уметь зарегистрировать физиологические показатели с расшифровкой полученных данных и представлять по ним заключение.

Врач-специалист по работе с диагностической аппаратурой «Гастроскан» должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

теоретические основы по избранной специальности;

современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных;

основы медико-социальной экспертизы;

правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции;

порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.;

основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению;

медицинскую этику; психологию профессионального общения;

основы трудового законодательства;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила по охране труда и пожарной безопасности.

3. Учебный план

 

Код

Наименование разделов дисциплины и тем 

Всего часов

 

В том числе

Форма

Контроля

 

 

лекции 

практические, лабораторные, семинарские занятия 

1

2

3

4

5

6

1

Избранные вопросы физиологии органов пищеварения

6

6

 

 

1.1

Обзор физиологических механизмов секреции соляной кислоты в желудке

3

3

 

 

1.2

Физиология моторной функции пищевода, желудка, кишечника

3

3

 

 

2

Методы исследования функции органов пищеварения

6

4

2

 

2.1

Значение  врачебного  обследования в диагностике гастроэнтерологических заболеваний.

2

 

2

 

2.2

Методы исследования желудочной секреции.

2

2

 

 

2.3

Инструментальные  и  аппаратные   методы   исследования

2

2

 

 

3

Кратковременная стандартная рН-метрия на приборе ГастроСкан-5. Клиническое значение метода.

6

 

6

 

4

Изучение секреторной функции желудка и моторно-эвакуаторной функции        желудочно-кишечного тракта на приборе  ГастроСкан-ГЭМ

6

 

6

 

4.1

Суточный мониторинг рН пищевода  и желудка. Клиническое значение.

3

 

3

 

4.2

Исследование миоэлектрической активности пищеварительного тракта. Клиническое значение.

3

 

3

 

5

Итоговый контроль

6

-

6

Зачет

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

По дополнительным программам

6

 

6

 

 

Всего:

36

10

26

 

 4. Календарный учебный график

Календарный учебный график цикла повышения квалификации «Функциональные методы исследования органов пищеварения приборами группы «ГастроСкан» (36 часов) составляется по мере формирования учебной группы.

Периоды освоения

1 неделя

Понедельник

учебные занятия (аудиторные)

Вторник

учебные занятия (аудиторные)

Среда

учебные занятия (аудиторные)

Четверг

учебные занятия (аудиторные)

Пятница

учебные занятия (аудиторные)

Суббота

Итоговая аттестация

5. Описание организационно - педагогических условий реализации ДПП

Реализация ДПП предусматривает всестороннее использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

6.Оценочные материалы 

Вопросы итоговой аттестации

рН-метрия: цели её проведения, показания и противопоказания, основные этапы подготовки пациента.

Кратковременная рН-метрия: цели её проведения, показания и противопоказания, основные этапы подготовки пациента.

Суточная/двухсуточная рН-метрия: цели её проведения, показания и противопоказания, основные этапы подготовки пациента

Методы исследования моторики желудочно-кишечного тракта (непосредственные, электрофизиологические): цели их проведения, показания и противопоказания, основные этапы подготовки пациента.

7. Материально - техническое обеспечение  

п/п

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий, симуляционных классов в ЦСО

Вид занятий (лекция, практическое занятие, семинар, тренажерный практикум и др.)

Наименование оборудования, компьютерного обеспечения др.

1

Учебная комната

Лекции

Мультимедийный проектор, экран,  наглядный раздаточный материал  (материалы лучевого исследования, рН-граммы, схемы, таблицы и др.)

2

 

Практические занятия

Негатоскопы, наглядный раздаточный материал (материалы лучевого исследования, рН-граммы, схемы, таблицы и др.), учебно-методические пособия.

3

 

Семинарские занятия

Негатоскопы, наглядный раздаточный материал (материалы лучевого исследования, рН-граммы, схемы, таблицы и др.), учебно-методические пособия.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

Список рекомендованной литературы 

Основная литература

1. Гастроэнтерология : национальное руководство / под ред. В,Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Гастроэнтерология и гепатология: диагностика и лечение / под ред. А.В.Калинина и А.И. Хазанова - Москва: Миклош, 2006.-602с.

3. Рапопорт С.И. рН-метрия пищевода и желудка при заболеваниях верхних отделов пищеварительного тракта / С.И. Рапопорт, А.А. Лакшин, Б.В. Ракитин, М.М. Трифонов / под ред. акад. РАМН Ф.И. Комарова. - М.: ИД Медпрактика-М, 2005. - 208 с.

4. Смирнова Г.О. Периферическая электрогастрознтерография в клинической практике / Г.О. Смирнова, С.В. Силуянов. - Пособие для врачей / Под ред. проф. В.А. Ступина. - М.: ИД «Медпрактика - М», 2009. - 20 с.

Дополнительная литература:

1.  Григорьев П.Я. Клиническая гастроэнтерология / П.Я. Григорьев, А.В. Яковенко .- М.:Мед. информ. агентство. - 2004.- 766с.

2.  Калинин А.В. Клинические лекции по гастроэнтерологии и гепатологии / А.В. Калинин, А.И. Хазанов. - М.: Мед. информ. агентство.- 2002.- 354 с.

3.  Шулутко Б.И. Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней / Б.И. Шулутко,С.В. Макаренко. СП.:ЭЛБИ-СПб. 2004. - 799с.

4.  Заболевания печени и желчных путей: Практич . рук.: Пер. с англ./ Под ред. З.Г. Апросиной , Н.А. Мухина.-М.:ГЭОТАР-МЕД. 2002.-864 с.

5.  Анатомия пищеварительной системы. Строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток. Учебное пособие, И.В. Гайворонский, Г.И. Ничилорук. СПб.: Элби-СПб, 2004.-64с.

6.   Болезни пищевода и желудка: Краткое практическое руководство. -М.: МЕДпресс-информ, 2002.-144 с.

7.  Редкие болезни, клинические синдромы и симптомы заболеваний органов пищеварения: монография / В. А Максимов, К.К. Далидович А.М. Федорук, А.Л. Чернышев, В.А. Неронов - М.: ИТ Адамант-2007-384 с.

8.  Хронический гастрит, вызванный инфекцией Helicobacter pylori: диагностика, клиническое значение прогноз. Пособие для врачей. проф. В.Т. Ивашкин, А.А. Шептулин, Т.Л. Лапина-2006 г.-23 с.

9.  Функциональная гастроэнтерология. Инструментальные методы исследования- М. : ИД. Медпрактика-М., 2009-28с. Ступин.В.А.

10.  Методика проведения и клиническое значение манометрии пищевода. Методические рекомендации № 50 под ред. проф. Л.Б. Лазебника. ИД Медпрактика-М, 2009-24 с.

11.  Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: метод. указания / Т.Н. Свиридова, Н.Ю. Алексеев, Ю.С. Козлов - Воронеж, 2009.-69 с.

12.   Методы исследования в гастроэнтерологии: метод. указания / Н.Ю. Алексеев, Т.Н. Свиридова. - Воронеж, 2009.-55 с.

13. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Сост. Калинин А.В. Методич. указания. М., 2004. - 37 с.

14. Диагностика и лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Учебное пособие. Сост. И.В. Маев, Е.С. Вьючнова. М., 2003. - 92 с.

15. Клинические методы исследования больных с патологией органов пищеварения. Учебное пособие. Сост.: Лоранская И.Д., Ракитская Л.Г., Мамедова Л.Д. М.,2004. - 19 с.

16.  Методы исследования функционального состояния желудка и желчевыделительной системы. Учебное пособие. Сост.: Лоранская И.Д., Вишневская В.В., Мамедова Л.Д., Ракитская Л.Г. М., 2004. - 16 с.

17. Саблин О.А. Функциональная диагностика в гастроэнтерологии. Учебно-методическое пособие / О.А. Саблин, В.Б. Гриневич, Ю.П. Успенский, В.А. Ратников. - СПб: Рос. военно-мед. акад., 2002. - 88 с.

18.  Нормативные показатели периферической электрогастроэнтероколографии [Текст] / Е.М. Шурпо [и др.] // Терапевтический архив. - 2015. - № 2 (87). - С. 45-48. - (Соавт.: М.А. Бутов, П.С. Кузнецов, М.Д. Джуржевич).

МЕДИЦИНСКИЕ РЕСУРСЫ РУССКОЯЗЫЧНОГО ИНТЕРНЕТА

1. www. zheludok.ru Информация  о  гастроэнтерологических  заболеваниях,  их симптомах и последствиях, способах лечения и препаратах.

2. www. gastroportal.ru Гастроэнтерологический портал России

3. htpp:// med-lib.ru Большая медицинская библиотека.

4. www. gastro-online.ru ЦНИИ гастроэнтерологии

5. www. gastroscan.ru  Функциональная гастроэнтерология



Назад в раздел
Популярно о болезнях ЖКТ читайте в разделе "Пациентам"
Лекарства, применяемые при заболеваниях ЖКТ
Адреса клиник

Индекс цитирования
Логотип Исток-Системы

Информация на сайте www.gastroscan.ru предназначена для образовательных и научных целей. Условия использования.